суббота, 12 ноября 2016 г.

Конспект НОД. Мир музыки и фантазии



Цель:        создать игровую музыкальную ситуацию, побуждающую ребёнка прочувствовать, домыслить дальнейшее развитие художественного образа на основе эмоционального содержания музыки и продемонстрировать его в пластической  деятельности; содействовать развитию «исследовательской» деятельности с предметами рукотворного мира  для обогащения мировосприятия детей красотой и лиризмом музыки.
Задачи:    
1. Развивать воображение, мышление, внимание, эмоциональную отзывчивость на музыку, восприятие художественных образов музыки и умение двигаться в соответствии с их характером.
2. Формировать музыкально-игровое и танцевальное творчество дошкольников.
3. Стимулировать стремление к созданию яркого образа пластикой своего тела, желание участвовать в танцевальных импровизациях.
4. Стимулировать детскую инициативу, желание  высказывать своё личное отношение к музыке и созданного ею настроения.
5.  Закрепление знаний о музыке, музыкальной грамоте.
6. Содействовать развитию познавательных потребностей; стимулировать интерес к изучению свойств предметов и материалов.

Материал:        CD, синие полотна, шарфы, ленты гимнастические длинные и короткие, зелёные ленты-лианы, «шуршунчики», аквариум с водой или бассейн, бумажные заготовки кувшинок, картины подводного мира, цветов.
Ход занятия:  (Дети с воспитателем заходят в музыкальный зал)

Муз. рук.:  Здравствуйте, ребята! К нам на занятие пришли гости (дети здороваются) Ребята, скажите мне, чем вы занимаетесь на музыкальных занятиях? ОТВЕТЫ. Сегодня вы будете танцевать, но только свои сочинённые танцевальные композиции. Занимайте свои места.Дети садятся на стульчики.
И так,  я приглашаю вас в необыкновенное музыкальное путешествие.
(ГОЛОС  ЗА  ШИРМОЙ):  Подождите меня, я тоже хочу в путешествие.
  ------ ВЫХОДИТ  ДОМИСОЛЬКА и тащит сумку зонтиком ---------
Домисолька:  Я тоже хочу с вами в путешествие, я так долго готовилась к нему, но  мама мне сказала, что без взрослых  далеко одной нельзя.
Муз. рук.:  Здравствуй, девочка, а как тебя зовут?
Домисолька: Я – Домисолька! Меня мама так назвала, потому что я люблю музыку: я её слушаю, пою, танцую.
Муз. рук.:  Домисолька – очень музыкальное имя. Ребята, а кто знает, что обозначает имя До-ми-соль-ка?                                                          
 ОТВЕТЫ детей.
 Ребята, давайте возьмём с собой Домисольку, ей будет интересно.
Домисолька:  А на чём мы поедем: на поезде или на корабле?
Муз. рук.:  Мы с детьми можем путешествовать на чём угодно и куда угодно.
Домисолька:  Вот это да! Кому сказать – не поверят, что я путешествовала на чём угодно и куда угодно. А вот мне угодно на корабле по морю.
Муз. рук.:   Хорошо, но я уже говорила, что путешествие это не простое. Мы сегодня будем путешествовать в своём воображении.
Домисолька:  А что такое воображение  и где его берут?
Муз. рук.:  Ребята, кто сможет объяснить нашей спутнице, что такое воображение и где оно находиться?                
   ДЕТИ  ОБЪЯСНЯЮТ  Домисольке про воображение.
Домисолька:  А я не умею воображать, вы меня научите?
Муз. рук.:  Обязательно научим. А можно у тебя спросить, что у тебя в сумке?
Домисолька:  У меня есть разные вещи. Вот мамины шторы, белые ленты  (достаёт два синих полотна, ленты)
Муз. рук.:  Для нашего путешествия эти шторы и ленты нам пригодятся. Ребята, Домисолька хотела путешествовать морем. А какого цвета море?
  ОТВЕТ: Синее.
Муз. рук.:  А пена на гребне волны?
ОТВЕТ:  Белая.
Муз. рук.:  Море у нас уже есть, а чего не хватает для настроения?
ОТВЕТ:  Музыки.
М.р.: Включаю музыку, и  смотрим на море («Лунная соната»  Л.В. Бетховен  )                 ( ДЕТИ  играют  полотнами, лентами)
Домисолька:  Я тоже хочу  быть морем.
М.р.: Ребята, а как при помощи  своего тела можно изобразить движение воды, волны?  (дети показывают) А теперь все вместе будем изображать море, но каждый покажет своё море и свою воду. («Шторм» Ванесса Мэй)
Ребята, расскажите, какое у вас было море по характеру?         ОТВЕТЫ детей.
М.р.:  А теперь я хочу вам предложить послушать музыку и увидеть конкретный образ героя.  ( Камиль Сен-Санс  цикл «Карнавал животных» «Аквариум»)
ДЕТИ предлагают свои варианты.
М.р.: А как вы  догадались, что это были рыбки?
ДЕТИ  рассуждают о средствах выразительности музыки.
М.р.: А кто знает, как называется это произведение и кто композитор?
  ОТВЕТЫ  детей (французский композитор Камиль Сен-Санс «Аквариум»)
Домисолька:  А давайте превратимся в рыбок и будем плавать, как рыбки в море.
М.р.: Это хорошее предложение, но в море есть не только рыбки. Там ещё бывают…  (в помощь детям демонстрация изображения  обитателей морских глубин)
 ОТВЕТЫ детей (водоросли, ракушки,  русалки, осьминоги, акулы, камешки, пузыри…)
 М.р.:  А для того, чтобы нам всем превратиться в жителей нашего сказочного подводного царства, нам  нужна помощь твоей почти  волшебной сумки – заглянем в неё?
Домисолька:  А там ничего больше нет.
М.р.: А если ты споёшь весёлую песенку, то нужные вещи появятся.
Домисолька:  Такого не может быть, но я хочу спеть песенку-повторялку  вместе с детьми.              
                    Песенка-повторялка  Домисольки
А теперь пусть  Сашенька заглянет в сумку. (ребёнок заглядывает в сумку и достаёт «лианы-водоросли», гимнастические ленты, «шуршунчики», платки, шарфы и др.)  А что это такое?
М.Р.: Ребята, на что это похоже и как  всё это нам можно использовать в нашем сказочном подводном царстве для изображения  своих засекреченных героев?
   ОТВЕТЫ  детей.
Домисолька: А можно и мне выбрать для себя какого-нибудь героя?
М.р.:  Конечно можно. Каждый выберет себе атрибут и придумает,  кого он будет изображать. А для того, чтобы все были узнаваемы, что для этого надо?
ДЕТИ: надо внимательно слушать музыку и двигаться вместе с ней.
М.р.:  Приготовились – музыка!  («Малыш»)                       
     Под музыку дети пластикой изображают  художественный образ своего героя. Потом муз. рук. спрашивает у гостей узнаваемы ли были дети? У детей выборочно спрашивает про художественный образ его героя. (Отложить атрибуты в сторону, кроме «водорослей».)
Домисолька:  А давайте поиграем с водорослями, они мне очень нравятся: их можно завязать как шарфик, или поясок.
М.р.:  Я предлагаю поиграть в ловушку. Из наших водорослей дети сделают ловушки, похожие на рыбацкие сети. В них иногда попадаются рыбки.
      Играют дети по очереди: мальчики ловушки, девочки – рыбки и наоборот.
                 Игра «Поймай золотую рыбку»  ( Э.Григ «Утро» сюита «Пер Гюнт» аранжировка Джеймса Ласта)                Дети садятся.
М.р.: Ребята, а как вы думаете, на что ещё  похожи наши зелёные водоросли?
ДЕТИ: Они были похожи на стебельки цветов, которые колыхались от ветерка, только у них не было цветков.
Домисолька: Очень жаль, что под водой не растут цветы.
М.р.:  Ты ошибаешься, Домисолька, есть водяные цветы кувшинки, лилии. Они прорастают в воде и распускаются на поверхности воды. (изображение цветов)
Домисолька:  Они очень красивые. Я такие цветы никогда не видела.
М.р.:  А мы с ребятами  научим тебя  делать их  из бумаги.
      Ручной труд из бумаги и нитей «Лилия»  
 (Муз. рук. объясняет как надо собрать цветок, воспитатель и Домисолька помогают детям)
Домисолька: Какие красивые лилии  сделали ребята. Но только жаль, что они не живые.
М.р.:  Ой, а ты, Домисолька, совсем забыла, что наше путешествие сказочное.
Домисолька: Неужели мы сможем оживить наши бумажные лилии?
М.р.:  Конечно сможем! А какую музыку вы, ребята, сочинили  бы для сказочных, почти волшебных превращений, если были бы композиторами?
ОТВЕТЫ детей (таинственную, завораживающую, волшебную, тихую, плавную ..)
Домисолька: А, я поняла – это музыка у вас волшебная, от неё оживут цветы.
М.р.: Нет, не угадала.
Домисолька: Тогда это вода  живая? 
М.р.: Вода у нас обыкновенная и цветы бумажные, а получается волшебство.
(Муз. рук. открывает бассейн и объясняет детям  правила поведения у бассейна) Давайте сначала пронаблюдаем, а потом сделаем выводы и выясним что у нас бывает волшебное.                     Звучит музыка (П.И. Чайковский «Сладкая грёза»)
С началом музыки дети  погружают свои лилии на поверхность воды.
Цветы раскрываются.

Комментариев нет:

Отправить комментарий